Занятие «В гостях у пчелки»
Цель :дать представление о том, как пчелы приспособились к окружающей среде(делают запасы меда на зиму ,защищаются от врагов ядовитым жалом, живут большими семьями,; о взаимосвязи насекомых с цветущими растениями; пьют нектар, опыляют .Познакомить с продуктами пчеловодства(мед, воск.),их ценными свойствами. Воспитывать любовь и уважение к народным традициям ,желание участвовать в ритуалах, связанных с народными традициями, воспитывать любовь к природе ,трудолюбие
Развивать логическое мышление ,музыкально-ритмические способности.
Активизировать и обогатить словарь детей(рабочие пчелы,шестиугольники,нектар,пыль-ца,соты,ульи,воск,яд,жало,хоботок.).
Развивать любознательное отношение к природе.
ОБОРУДОВАНИЕ: фонограмма: музыки леса, пение птиц, песня волшебный цветок, полет шмеля; шапочки цветов, пчел; свечи; розетки с медом, салфетки, ложки; скатерть, хлеб, соль; макеты цветов, обручи, геометрические фигуры: круги 7, треугольники 16, шестиугольники 7 штук; иллюстрации насекомых, пчела, оса, шмель; макеты фруктов, овощей, портрет композитора Римский – Корсаков, макет улей, ваза с цветами, костюм феи, лесовичок с письмом.
Ход занятия.
Звучит музыка леса, пение птиц.
Воспитатель ходит вокруг разложенных цветов как бы охраняя их оберегая ,потом видит грибочек в котором письмо от лесовичка ,которое адресовано детям. Воспитатель берет письмо и вдруг видит детей. Здоровается с ними ,рассказывает что она Фея леса и что нашла письмо адресованное ребятам.
-Старичок Лесовичок написал вам письмо: «Здравствуйте ,друзья !Здравствуй ,природа !Здравствуйте поля, леса ,реки ,озера! Здравствуйте ,птицы! Если бы человек вот так здоровался каждый день не только со своими родными и знакомыми, но и со всеми живыми существами ,окружающими его ,может быть на Земле жили бы все те животные и растения, которых мы уже никогда не увидим, так как люди уничтожили их.»
Беседа с ребятами о том ,к чему призывает Лесовичок.
Уничтожение природы продолжается и сейчас .при этом люди преследуют разные цели :кто –то хочет получить больше денег ,продав редкое животное или его мех ;кто-то охотится в свое удовольствие, а кто- т о ,не думая ,вырывает с корнем цветы ,убивает палкой лягушку ,бросает камнем в птицу, развлекаясь таким образом.
Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,
Если все :и я, и ты, если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны, и не будет красоты.
ФИЗМИНУТКА « ВОЛШЕБНЫЙ ЦВЕТОК»
А теперь послушайте загадку: Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой
Похлопочет над цветком
И поделится медком.(пчелка)
Звучит фонограмма «Полет шмеля»Римского –Корсакова
Воспитатель :Я хочу сегодня поговорить с вами о пчелах. Что вы можете о них рассказать?(ответы детей).Вы знаете, что в старину да и сейчас существовал праздник ,который называется Зосим-пчельник. Этот праздник празднуют весной когда пчелы первый раз вылетают после зимней спячки. В этот день люди вывозили пчел на пасеку.(ставят стол накрытый скатертью ,хлеб и соль.)Ребята я предлагаю вместе совершить народный обряд.(Обходят с детьми вокруг пасеки с зажженной свечкой, приговаривая)-«Чтобы пчелы не болели, чтобы год был медоносным, чтобы пчела всегда прилетала в свой улик.»Вот и готовы наши улики к приему меда.
(фея превращает детей в пчелок)
Давайте наденем шапочки и превратимся с вами в маленьких пчелках и узнаем как они живут ,как работают и чем питаются.(все надевают шапочки пчел)
Вы не боитесь ,что пчелы вас ужалят ?Чтобы этого не случилось ,не надо размахивать руками, громко кричать.(показывают иллюстрацию с изображением пчелы и улья).Вот в таких домиках живут пчелки. Этот домик называется ульем .Как называется дом пчелки ?В каждом улье живет отдельно большая пчелиная семья ,в которой есть самая главная пчела-матка(царица пчел)и рабочие пчелы-все они между собой сестры ,есть еще и самцы трутни.Как пчелу отличить от других насекомых?(рассматривают иллюстрации пчелы и насекомых).У пчелы шесть ножек ,голова, грудь, брюшко ,крылья ,глазки ,усики, жало ,характерный цвет .На ногах у пчелки есть маленькие щеточки ,а на задних как бы маленькие корзиночки ,куда пчела собирает пыльцу и переносит ее с цветка на цветок.(вызывает ребенка для показа ,как пчела летает с цветка на цветок).Пчелы имеют длинный хоботок.А вы знаете для чего пчеле жало?(ответы детей).Да ,пчела имеет ядовитое жало ,им она защищается от врагов(выпускает яд),но для человека он не смертелен .Кого-нибудь кусала пчела?(ответы детей).А почему пчелы делают соты из шестигранных(шестиугольных)форм ,а не из круглых, треугольных? Давайте узнаем почему.(складываем соты их шестиугольных ,треугольных, круглых форм .Дети сравнивают получившиеся соты).
-Почему пчелы делают не из кругов соты?(большие щели)
-Почему не из треугольников?(долго подбирать)
-Почему из шестиугольников?(быстро складываются в любом направлении и нет щелей).ФИЗМИНУТКА -игра (три команды детей находятся в своем домике в обруче, на полу расположены цветы, пчелы летят к своему цветку собирают нектар и берут соты и раскладывают их в своем домике, кто быстрее,).
Воспитатель :Когда пчелы переносят пыльцу с цветка на цветок, они их опыляют и от этого растения дают семена, плоды. Если бы не было насекомых, то не появились бы плоды яблони ,груши, вишни и других ягод, фруктов, овощей.(рассматривают иллюстрации).А знаете ли вы следующий секрет пчел ?Из чего сделаны соты? Как называется тот материал ?Возьмите в руки кусочек свечки .Какого она цвета?9желтого)Какой материал на ощупь? Мягки или твердый? Этот материал называется воском .Из него делают свечи ,им оплавляют сыр ,чтобы он не портился, изготавливают разные фигурки .При нагревании воск расплавляется, его заливают в формы ,и он застывает.
(раздает детям розеточки с медом и ложечки)Что это такое?(мед).Какого он цвета? Имеет ли он запах? Какой он на вкус? Попробуйте. Что представляет собой мед?(липкая ,вязкая жидкость).Он не просто вкусный ,но и полезный.Вот мы узнали еще один секрет пчел :они умеют делать мед .А для чего пчелы умеют делать мед? Мед-это их зимняя пища, ведь зимой они спят, а цветы не цветут, и негде взять нектар .Поэтому пчелы все лето трудятся и делают много запасов, столько что хватает и людям.Люди давно оценили качество пчелиного меда. В старину они собирали мед диких пчел. Потом они пчел приручали и построили им специальные домики-ульи, охраняют их и берегут. Когда пчелы собирают мед в мае ,как он называется?(ответы).А мед собранный с липы?(ответ).А мед который собирали с гречихи?(ответ).молодцы. (фея колдует и превращает пчелок в детей)Давайте снимем шапочки и превратимся назад в деток.(снимают).Вот сколько мы сегодня узнали про семью пчелки.Ребята, с кем мы сегодня познакомились на занятии, что нового мы узнали,? Давайте вспомним ,как начиналось наше занятие ?Правильно, письмо ,о чем в нем говорилось? Правильно.Мы должны научиться беречь животных, растения, насекомых ,реки ,озера ,леса, все что нас окружает .Мы должны стараться постигать тайны природы. Представьте что может случиться если погибнут пчелы на нашей планете ?Тогда погибнет вся растительность. Почему ?Потому что пчелки все опыляют ,а если их не станет ,то не будет овощей, фрукты и т.д.Наше занятие я хочу закончить такими строками:
БЕРЕГИТЕ ЗЕМЛЮ, БЕРЕГИТЕ!
БЕРЕГИТЕ ЖАВОРОНКА В ГОЛУБОМ ЗЕНИТЕ,
БАБОЧКУ НА ЛИСТЬЯХ ПОЩАДИТЕ.
НА ТРОПИНКАХ СОЛДНЕЧНЫЕ БЛИКИ,
ЛАСТОЧКУ, МЕЛЬКАЮЩУЮ В ЖИТЕ
БЕРЕГИТЕ ЗЕМЛЮ !БЕРЕГИТЕ!
Ребята, пчелки улетели, но они просили передать вам гостинцы.(раздает конфеты «пчелка»).
Спасибо. До свидания.